История гжельской керамики

До сих пор не удалось установить точно, когда началась биография не только промышленной Гжели, но Гжели – интересного явления декоративно- прикладного искусства. Известно, что своим появлением на свет оно обязано мастеровым из крестьян. Это отчетливо сказалось на форме и характере росписи гжельских изделий. Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. Вокруг Гжели росли тогда густые леса, и не было проблем с топливом. Гончарство процветало здесь издавна. Кирпичи из Гжели лежат в кремлевских башнях, под старой Москвой шли дренажные и канализационные керамические трубы гжельского происхождения, печи и камины в белокаменной столице нередко облицовывались гжельским кафелем.

С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму.

После открытия русским ученым Д. И. Виноградовым состава фарфоровой массы, в Гжели началось освоение нового материала- фарфора. Увлечение фарфором, поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики. С начала XIXв. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Традиционные изделия – кувшины, кумганы, блюда – дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чинные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов – конкурентов Гжели – промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни.

Со второй половины XIX в. работа гжельских мастеров перестраивается на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства. Деятельность гжельского промысла по существу не прерывалась. Но в конце XIX в. крупные фарфоровые заводы теснят продукцию промысла. Гжель, как и многие промыслы, переживает сложный период своего существования, но в 1920-е годы он начинает снова возрождаться, создаются артели, объединившие мастеров художественной керамики. В конце 20-х годов в Раменском районе построен Турыгинский завод художественной керамики, на котором бережно сохраняют и развивают традиции художественного гжельского керамического промысла.

Гжельские керамические изделия всегда можно отличить от изделий других районов. Как правило, они изготовлялись из белых глин, имели объемистые округлые формы (кувшины, кружки, квасники, цветочницы), напоминали керамику народных гончаров. Росписьсочная, широким мазком, бело-синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнена в русской национальной манере.

Большое место в гжельском промысле занимала, да и сейчас занимает, настольная скульптура небольших размеров (от 5 до 20 сантиметров). Здесь группы и фигурки на темы русских народных сказок, звери, животные и многое другое. Эта скульптура близка к народной игрушке, она выразительно, иногда с юмором передает как современные сюжеты, так и сценки из русского народного быта. В настоящее время производство керамических изделий сосредоточено в основном на двух заводах Раменского района: Гжельском гончарном заводе и Турыгинском заводе художественной керамики. Мастера – керамисты совместно с художниками, используя опыт, накопленный веками, стремятся развивать старинные традиции художественного народного промысла, сохраняя строгость, простоту форм и богатую орнаментальность в современных керамических изделиях.

Производство керамических изделий – довольно длительный и сложный процесс и требует большого искусства и опыта. Доныне скульптура и игрушки изготовляются вручную, а посуда формуется либо на гончарном круге при помощи различных шаблонов, либо в гипсовых формах. После формования изделия сушатся на воздухе, а затем обжигаются в горнах при температуре до 1200°С. В зависимости от того, когда расписывают изделия – до глазурования или после, роспись называется подглазурной или надглазурной. Подглазурная роспись производится кобальтом (окислами металла) по неглазурованному фарфору, после чего поверхность изделия покрывается глазурью и обжигается. Надглазурная роспись производится после глазурования коричневым или зеленым цветом – растворами азотнокислого кобальта. Краски как бы растекаются к краям, дают нечеткое, мягкое очертание контура рисунка.

Каждый мастер работает в своей индивидуальной манере, поэтому гжельские изделия обладают большой художественной ценностью. Часто вручную расписывается вся поверхность изделия – «крытье», реже – только центральная часть. Композиции располагаются на поверхности сосудов с учетом особенностей их формы. Пользуясь зелеными, синими, желтыми, черными, реже – фиолетовыми красками нежных своеобразных оттенков, мастера достигают эффекта цветового разнообразия и богатства. Традиционная гжельская роспись – это свободная подглазурная кистевая роспись синей краской (кобальтом) с последующей разделкой рисунка золотой краской.

Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия идет очень целенаправленно. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. Творческие силы мастеров и художников сконцентрированы в объединении «Гжель», которое представляет народный промысел в новом качестве. Здесь ведется систематическая работа по совершенствованию технологии производства изделий, благодаря чему удается создавать сосуды самой сложной формы, дополненной фигурными деталями, и небольшую скульптуру. Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют ручную роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету. Даже при господстве одного типа росписи – синего изображения на белом фоне, разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает необычайную широту круга вещей, создаваемых из фарфора.

Не забывают художники Гжели и традиционную майолику. Здесь также широк диапазон предметов. Чайники, солонки, часы, кувшины и другие изделия привлекают внимание многоцветностью эмалевых красок и вызывающими улыбку шаржированными скульптурными изображениями. В этих изделиях, отличающихся от фарфора некоторой тяжеловесностью и упрощенностью рисунка, с особой силой проявляется традиция народного творчества.

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв