Техника мозаики

На сегодняшний день известны техники прямого и обратного набора:

  • Прямой набор применяли еще в Древнем Риме и Византийской империи: кусочки мозаики выкладывали непосредственно на поверхности стены или пола и закрепляли в растворе. Сейчас такой технологией, требующей художественного вкуса, мастерства и иногда огромных затрат времени, пользуются при создании авторских композиций.
  • При обратном наборе изображение выкладывают на кальку лицевой стороной вниз, а после закрепления композиции с тыльной стороны лицевая часть проходит финальную обработку — ее шлифуют, полируют. В измененном виде эту методику применяют при масштабных отделочных работах. Мозаика поступает на место строительства в матрицах 30×30 см с бумагой на лицевой или сеткой на тыльной стороне, которые наклеивают на поверхность с помощью специальных составов. После укладки бумагу удаляют, открывая мозаичное изображение.

      Компьютерный способ (промышленный). Эскиз панно обрабатывается компьютером, который, разбивая рисунок на мелкие квадратики, составляет схему укладки, по которой потом на матрицу набирается мозаика. Преимущества этого метода — сравнительно невысокая стоимость и быстрота изготовления панно. В этой графике хорошо смотрятся панно больших размеров или геометрические орнаменты.

      Художественная графика (ручной способ). Каждый элемент мозаики тщательно подбирается по цвету, для получения нужной формы вручную обкалывается и приклеивается на бумагу. Таким способом можно добиться очень точного изображения рисунка, вплоть до самых мельчайших деталей. В этой технике создаются законченные рисунки на ограниченных площадях, таких как ниша стены, столешница, подоконник и т. д. И конечно, по индивидуальному заказу мастер может создать настоящее произведение искусства: будь то икона, копия картины Рафаэля или портрет клиента. Срок изготовления такого панно обычно составляет от 2 недель.

    Технология изготовления простейшего панно из мозаики. При помощи копировальной бумаги и карандаша рисунок переносится с основного листа на поверхность под мозаику (скажем, лист фанеры). Плоскогубцами (есть и специальные!) кусочкам стекла придается нужная форма и размер.
      Далее с помощью клея каждый кусочек аккуратно приклеивается к фанере в соответствии с рисунком. Таким образом выкладывается из цветных стекол вся картинка. Когда картинка готова, в небольшой посуде подготавливается смесь из цементирующего клея с водой и можно добавить (по желанию) немного краски, если хотите акцентировать стыки элементов мозаики. Рукой в резиновой перчатке вся картинка полностью сверху тщательно промазывается приготовленной смесью так, чтобы хорошенько пропитались все стыки. Через пару минут картинку следует протереть влажной губкой, она должна стать чистой, а смесь останется только в стыках.
      В таком виде мозаику можно оставить сохнуть. Когда мозаика окончательно высохнет, чтобы придать ей блеск и яркость, надо еще раз протереть ее влажной губкой, убрав остатки смеси, а затем натереть восковым лаком. Все неровности предварительно следует отшлифовать наждачной шкуркой.
      Необязательно помещать картину в рамку, в качестве рамки вокруг картины можно выложить незатейливый мозаичный орнамент шириной 2,5-3 см. На обратной стороне картины делается петля.

    Виды мозаики. Камень и смальта — излюбленные составляющие наиболее репрезентативных мозаичных интерьеров, так как они являются самыми дорогостоящими. Используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально.
      Смальта представляет собой очень плотное непрозрачное стекло, которое будто бы светится изнутри. Сегодня она производится путем обработки стекла оксидами различных металлов при нагревании его до высоких температур.
      Стеклянная и керамическая мозаика дешевле каменной и смальтовой в среднем на 40-50%. Венецианское стекло является самым распространенным материалом.   Цветовая палитра широка и многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло вносятся самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрина и перламутра.
      Керамическая мозаика обычно имеет глазурованную поверхность, что повышает ее декоративность. Форма элементов, как правило, прямоугольная, хотя встречаются и более сложные коллекции, например изображающие морские камни или черепки разбитых античных ваз. Мозаичные элементы изготавливают и из золота, платины (в основном для вставок) и даже из нержавеющей стали.
      Исторически сложились две технологии мозаики: римская, выполняемая из мелкоразмерных кусочков смальты и камня, и флорентийская, основанная на сочетании различных сортов мрамора, тщательно подобранных по цвету и идеально пригнанных друг к другу.

  • Мы будем рады и вашему мнению

    Оставить отзыв