Выполнение декупажа

  Процесс работы: Берется красивая трехслойная салфетка с изображением, скажем, цветка. Ножницами по контуру цветок вырезается из салфетки. Затем верхний красочный слой вырезанного цветка отделяется от нижних двух слоев и аккуратно наносится на смазанную клеем основу (деревянную доску, кашпо, тарелку). После чего рисунок сверху разглаживается плоской кисточкой, слегка смоченной в клее. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно от середины мотива, расправляя кисточкой образующиеся складочки. Если перед наклеиванием салфетку слегка побрызгать из распылителя водой и дать ей немного подсохнуть, она меньше растянется и складочек будет меньше.
  Хороший фрагмент салфетки клеится на яичный белок (изображения не расплываются), подходит для больших поверхностей, образуется мало складок и, к тому же, это дешевле, по сравнению с другими клеями. После высыхания для придания более благородного вида с помощью акриловых красок цветок (рисунок) можно подкрасить, но не обязательно. Если это сюжетный рисунок или для слияния фона картинки с общим фоном и в некоторых других случаях, желательно для большей выразительности (для ощущения рисованной картинки) оттенить рисунок — нанести тени. Для достижения такого эффекта можно воспользоваться карандашами, мелками, любыми красками (кроме акриловых!), тенями для век, после чего картинку обязательно нужно закрепить фиксативом. В качестве фиксатива используется специальный лак (спрей) или лак для волос.

  Теперь осталось покрыть декорированную поверхность несколькими слоями акрилового лака. Лак можно использовать матовый или блестящий, в зависимости от того эффекта, который хотите получить. Слоев лака может быть от 2 до 40 — столько, сколько нужно для того, чтобы картинка слилась с предметом, на котором она наклеена, и совершенно не было видно рельефа. Деревянные поверхности требуют больше слоев лака, т. к. дерево впитывает в себя первые пару слоев. Вместо лака акрилового можно использовать более дешевый
способ — разведенный водой клей ПВА.
  С помощью лака кракелюр изделию можно придать старинный вид. Картины, панно, кашпо, вазочки, тарелки и даже камни, декорированные в технике декупаж с применением лака кракелюр, пользуются особой популярностью у покупателей.

  Со временем, как известно, на картинах, расписных вазах, старинной мебели могут появиться от различных природных и механических воздействий трещинки красочного слоя, которые называются кракелюр (от франц. craquelure), что придает изделию особую колоритность и неповторимость. В декупаже и не только в нем кракелюры выполняются искусственно при помощи специальных составов, создающих после высыхания эффект растрескавшейся поверхности.
  Таких составов существует довольно много — это одно- и двухкомпонентные лаки или медиумы, действуют они все по-разному, поэтому и последовательность, и способ применения у всех разные.
Однокомпонентный лак кракле-медиум немецкой фирмы C.KREUL или MARABU (в упаковках по 50 и 150 мл, стоимость — 170 и 270 рублей соответственно) считается самым простым в применении и дешевым. Больше подходит для декорирования деревянных поверхностей. В продаже можно встретить лаки немецкой фирмы Reyher, датской фирмы Sadolin — Effect Antique и других производителей, применяемых для разных поверхностей.

  На деревянное изделие (если нужно ошкуренное и отгрунтованное) наносится первый слой акриловой краски или не наносится, если устраивает тот цвет, который есть. После высыхания кисточкой поверх слоя краски наносится слой лака кракле-медиума и снова дается время на высыхание. Когда и этот слой высохнет, поверх наносится второй слой акриловой краски, контрастный по отношению к первому. По мере высыхания верхний слой краски будет растрескиваться, а в трещинках будет просматриваться нижний слой краски. Верхний слой краски не следует наносить на одно и тоже место дважды, так как можно закрасить уже образующиеся трещины.
  Размеры трещин зависят от скорости высушивания, толщины нанесенного слоя кракелюра и густоты верхней краски. Чем толще слой кракелюра, чем гуще верхняя краска и чем выше скорость сушки, тем более крупные трещины будут образовываться. Для увеличения скорости высушивания краски можно использовать фен.
  Узор же трещин будет зависеть от способа наложения верхней краски. Если краску накладывать кисточкой, аккуратно ведя ее в одном направлении (по направлению волокон древесины), получатся удлиненные регулярные трещины, похожие на узор растрескавшейся краски на деревянных поверхностях. Если краску накладывать способом тампонирования с помощью губки, кусочка поролона, трещины образуют узор в виде неправильных прямоугольников. Меняя направления наложения краски, можно получить самые разнообразные узоры, образованные трещинами.
  Далее, как обычно, приклеивается салфеточный рисунок, распрямляется и окончательно покрывается несколькими слоями акрилового или полиуретанового лака. Салфетка тонкая, трещинки через нее просвечивают и получается вполне эффектное изделие под старину.

  Двухкомпонентный лак кракле-медиум итальянской фирмы «STAMPERIA» не рекомендуется для стеклянных изделий, двухкомпонентный кракелюр SOTTILE той же фирмы подходит для любых поверхностей (продаются в бутылочках по 80 и 200 мл.). Наносится уже на полностью готовое изделие с приклеенным мотивом.
  На полностью готовое, высушенное изделие наносится достаточно толстым слоем первый компонент (step 1). Компонент выливается прямо на поверхность, а затем с помощью широкой плоской кисти растягивается в боковые стороны, лучше в двух направлениях (влево-вправо) и в меру равномерно, в таком количестве, чтобы не было видно следов от кисти, а была бы видна только некая волна. Окончательного высыхания слоя дожидаться не следует, так как пересушивание приведет к образованию совсем мелких трещин. Примерно через 30 минут (слой еще будет липким) поверх этого слоя с помощью чистой и сухой кисти очень ровным слоем (без волн) изделие покрывается вторым компонентом (step 2).

  Величина получаемых трещин будет зависеть от толщины второго накладываемого слоя. Получается хаотичный узор из трещин средней величины. Поверхность получаем в конечном результате блестящую, не требующую дополнительного лакирования. Полностью изделие высохнет через 3 дня. В полученные трещины можно втереть специальный порошок Porporina этой же фирмы либо тени для век, порошковую краску и прочее. Окончательно изделие отделывается финишным акриловым лаком.

  Есть и другие двухкомпонентные лаки кракелюр разных фирм более сложный в применении. В частности, состав для получения эффекта трещин и старения итальянской фирмы «MAIMERI» (цена — 620 рублей) состоит из двух препаратов (две бутылочки по 75 мл).

  • Первый препарат — патинирующий лак янтарного цвета (уретаноалкидный) для придания изделию состаренного вида является основой для кракле.
  • Второй препарат — кракелюрный лак на водной основе. Способ применения состава довольно сложный, требует специальной сноровки.
    Окончательно изделие с готовыми кракелюрами должно лакироваться полиуретановыми лаками не на водной основе (не акриловыми!), т. к. в данном случае появление трещин происходит за счет реакции между компонентами патины и молекулами воды из лака на водной основе, и применение в заключительной части декорирования других водных лаков приведет к продолжению реакции образования трещин. Следует иметь в виду, что полиуретановые лаки имеют сильный запах, поэтому лакировать следует в хорошо проветриваемом помещении.
      Перед применением любого лака сначала следует внимательно ознакомиться с инструкцией, так как часто бывают свои особенности в нанесении и последовательности выполнения работы.

  • Материалы для декупажа
  • Мы будем рады и вашему мнению

    Оставить отзыв